Некоторые мысли по поводу «деофшоризации» российской экономики.

Уважаемые клиенты!

Вы наверняка слышали и читали и о планах нашего Правительства по «деофшоризации» отечественной экономики. Соответствующий законопроект, уже в своей четвертой версии, был внесен Министерством финансов в Правительство в конце августа этого года. Согласно ряду публичных заявлений представителей гос. органов, доработанный законопроект будет внесен в Государственную думу до конца сентября 2014 г., а планируемой датой его вступления в силу является 1 января 2015 г. При этом законопроект предусматривает ряд переходных положений с 2015 по 2017 годы.

Рассматриваемый законопроект предусматривает введение в российское налоговое законодательство ряда новых понятий, которые потенциально могут быть применены и к Вашим компаниям. Например:

Правила «контролируемых иностранных компаний» («КИК»):

— если российский налоговый резидент контролирует иностранную компанию и, соответственно, она признается КИК, то российские налоговые органы должны быть уведомлены о такой КИК и нераспределенная прибыль КИК будет облагаться налогом на уровне физического лица по ставке 13% или на уровне компании по ставке 20%.

Концепция «определения налогового резидентства по месту эффективного управления»:

— вводится положение о признании иностранной компании российским налоговым резидентом, в случае если место ее фактического управления и контроля расположено в России. Последствием признания зарубежных компаний налоговыми резидентами РФ является обложение их прибыли по российской ставке 20%.

Концепция «бенефициарного собственника дохода»:

— вводится понятие «бенефициарного собственника дохода» для целей применения пониженных ставок в отношении некоторых видов доходов от источника в России (например, дивиденды, проценты и роялти) в соответствии с международными налоговыми соглашениями об избежании двойного налогообложения. Так, если получатель дивидендов и процентов не является «бенефициарным собственником дохода», то к таким выплатам за рубеж не могут применяться пониженные ставки по налоговым соглашениям.

Кроме того, планируется добавление в УК РФ санкций за уклонение от уплаты налогов — конфискация денежных средств и имущества, полученных в результате преступления.

Ясно, что этих обстоятельствах БВО/сейшельская/панамская и т.п. компания со счетом в прибалтийском банке – это уже не более чем «приятное воспоминание», стремительно уходящее в прошлое…

Что же делать?

Мы считаем, что нужно своевременно проанализировать используемые иностранные структуры на предмет потенциальных рисков, в том числе связанных с налогообложением прибыли иностранных компаний в РФ, возможным оспариванием получения льгот по двусторонним налоговым соглашениям, возможностью применения концепции «бенефициарного собственника» при осуществлении внутригрупповых операций и пр.

Существующие холдинговые, операционные и финансовые структуры должны быть адаптированы в соответствии с последними законодательными инициативами. Совершенно очевидно, что некоторые из существующих корпоративных структуры должны быть закрыты, а некоторые – либо переведены в респектабельные юрисдикции из «белого» списка, либо переоформлены в траст с соблюдением определенных условий, либо в форму некоммерческой организации, не распределяющей прибыль. Уверен, что также найдутся клиенты, которые «от греха подальше» решат перевести все свои активы в РФ. А кто-то вообще решит перестать быть налоговым резидентом нашей страны…

Готовых решений в этой ситуации нет и, наверное, не может быть. Каждый случай по-своему уникален и требует отдельной проработки.

Времени до вступления в силу законопроекта остается не так уж и много – чуть более трех месяцев, поэтому предлагаю встречаться, обсуждать, анализировать и вместе находить решение, как жить и работать в новых условиях. Оставлять все «как есть» — значит подвергнуть себя и свой бизнес потенциальным рискам.

Будем рады помочь и ответить на Ваши вопросы!

 

Дополнительные разделы: