Особые экономические зоны в Российской Федерации

Особые экономические зоны в Российской Федерации

В 2005 году был принят Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116-ФЗ от 22.07.2005 г.

При этом помимо данного закона порядок создания и функционирования  особых экономических зон регламентируется целым рядом нормативно-правовых актов, в том числе международными

договорами Российской Федерации, основными из которых являются:

Соглашение государств-членов таможенного союза в рамках ЕвразЭС по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 г.);

Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 23 апреля 2007 г. № 132 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по исполнению государственной функции «Ведение реестра резидентов особой экономической зоны»;

Таможенный кодекс Таможенного союза;

Налоговый кодекс РФ.

В Российской Федерации предусмотрено создание следующих типов особых экономических зон (далее – ОЭЗ):

1) промышленно-производственные;

2) технико-внедренческие;

3) туристско-рекреационные;

4) портовые.

В настоящее время уже созданы и успешно функционируют следующие ОЭЗ:

  • ОЭЗ технико-внедренческого типа «ДУБНА» (Московская обл.) – основные направления деятельности: информационные технологии, ядерно-физические и нанотехнологии, био- и медицинские технологии, композитные материалы, проектирование сложных технических систем ;
  • ОЭЗ технико-внедренческого типа «Санкт-Петербург» – основные направления деятельности: информационные технологии и телекоммуникации, фармацевтика и медицинские технологии, энергоэффективность, точное приборостроение;
  • ОЭЗ технико-внедренческого типа «Зеленоград» (г. Москва) – основные направления деятельности: микроэлектроника, энергосберегающие технологии, биотехнологии, информационные и коммуникационные технологии, лазерные и плазменные технологии;
  • ОЭЗ технико-внедренческого типа «Иннополис» (г. Казань) – основные направления деятельности: информационно-коммуникационные технологии, электронные технологии, нанотехнологии, биотехнологии, медицинские технологии;
  • ОЭЗ технико-внедренческого типа «Томскс» (г. Томск) – основные направления деятельности: информационные технологии и электроника, нанотехнологии и новые материалы, медицина и биотехнологии, ресурсосберегающие технологии;
  • и многие другие.

 

Резидентам ОЭЗ предоставляются различные льготы и привилегии по уплате таможенных сборов и пошлин, налогов, страховых взносов, арендных платежей и т.п.

 

Так резиденты в большинстве ОЭЗ освобождены от уплаты налога на прибыль в течение определенного периода времени, налога на имущество, земельного налога (например, на 5 лет, на 8 лет, в зависимости от вида налога и ОЭЗ), при этом по истечении этого периода, например, ставка налога на прибыль устанавливается намного меньше обычной, постепенно каждые 5-6 лет повышаясь, но все равно оставаясь намного меньше обычной ставки.

 

Резидентами ОЭЗ могут стать как российские компании, так и иностранные.

 

Контроль и управление деятельностью ОЭЗ осуществляет специально созданные управляющие компании.

 

Иностранные компании могут стать резидентами ОЭЗ путем создания дочерних юридических лиц на территории субъекта (муниципального образования) российской Федерации, в котором создана и существует ОЭЗ.

 

Помимо учреждения юридического лица необходимо также подготовить и подать в управляющую компанию заявку на получение статуса резидента ОЭЗ, бизнес-план и комплект документов.

 

После этого компании необходимо защитить свой инвестиционный проект сначала в Наблюдательном совете ОЭЗ, потом в Экспертном совете.

 

После успешного прохождения вышеуказанных этапов между компанией –соискателем, Минэкономразвития РФ и соответствующей управляющей компанией подписывается трехстороннее соглашение о ведении деятельности на территории ОЭЗ.