Регулирование ввоза товаров на территорию России

Регулирование ввоза товаров на территорию России

Процесс ввоза товаров на территорию Российской Федерации регулируется целым рядом нормативно-правовых актов, основным из которых является Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – «ТК ТС»). ТК ТС применяется на территории России с 1 июля 2010 г.

Таможенный транзит

В случае ввоза товара

автомобильным или железнодорожном транспортом при пересечении государственной границы России товар помещается под таможенную процедуру таможенного транзита до таможенного органа места назначения (зоны таможенного контроля).

При этом в таможенный орган в пункте пропуска через границу России подается транзитная декларация.

Вместо транзитной декларации могут быть поданы следующие документы: книжка МДП; корнет АТА; транспортные (перевозочные), коммерческие и/или иные документы (например, CMR, invoices).

По прибытии в пункт назначения в течение одного часа в таможенный орган места назначения должна быть подана транзитная декларация или документы ее заменяющие. После проверки сведений, содержащихся в декларации, таможенный орган выдает подтверждение о прибытии транспортного средства. На этом таможенная процедура таможенного транзита завершается и декларант обязан подать таможенную декларацию и документы в таможенный орган в течение 3 часов со времени завершения таможенного транзита либо поместить товары под таможенную процедуру временного хранения (не более 4-х месяцев).

Импорт товаров в Россию

При ввозе товаров на таможенную территорию России и помещения их под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (импорт) декларант (покупатель, продавец, представитель) обязаны оформить и подать в уполномоченный таможенный орган следующие документы:

  1. Декларацию на товары. Форма и порядок заполнения ДТ утверждены решением Комиссии Таможенного союза (далее – КТС) от 20.05.2010 № 257;
  2. Документы, подтверждающие сведения, указанные в декларации на товары:

2.1. документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию (паспорт, доверенность, документ, подтверждающий, что лицо, подающее декларацию, является работником декларанта (таможенного представителя);

2.2. документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки – иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта (договор, счет-фактура (инвойс), счет-проформа);

2.3. транспортные (перевозочные) документы;

2.4. документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (лицензии, сертификаты и т.д.);

2.5. документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

2.6. документы, подтверждающие страну происхождения товаров (декларация о происхождении товаров, сертификат происхождения товаров);

2.7. документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (техническая документация изготовителя, паспорт на машину или оборудование, фотографии рисунки и т.д.);

2.8. документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей (платежное поручение, банковская гарантия, договор поручительства и т.д.). Расчет и уплата таможенных платежей, включая налоги, производится в соответствии с Единым таможенным тарифом ЕвразЭС, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года № 54, с Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов», с Налоговым кодексом РФ;

2.9. документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными ТК ТС, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов;

2.10. документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;

2.11. документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров;

2.12. документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств-членов Таможенного союза (паспорт сделки). При подаче декларации на товары представление паспорта сделки не требуется. При этом сохраняется требование об указании номера ПС в ДТ (приказ ФТС России от 20.07.2012 № 1470 и от 06.05.2014 № 836 «О непредставлении паспорта сделки при таможенном декларировании товаров»).

Таможенный орган проверяет представленную таможенную декларацию и приложенные к ней документы и принимает решение: о выпуске товаров в свободное обращение либо об отказе в выпуске товаров.

При этом до выпуска товаров в свободное обращение декларанту необходимо уплатить все таможенные пошлины, сборы и налог на добавленную стоимость.

Внимание к деталям

Во время декларирования товаров особое внимание необходимо обратить на определение и указание таможенной стоимости товаров, т.к. она подлежит контролю со стороны таможенных органов, а также на определение и указание классификационного кода товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

При продаже одних и тех же товаров российским покупателям и ввозе их на территорию России необходимо устанавливать и в последующем указывать в таможенных декларациях одинаковую стоимость товаров. В противном случае есть риск доначисления таможенных пошлин и налогов.

Использование многих товаров на территории России возможно только при условии соответствия их обязательным техническим требованиям и стандартам, установленным как внутри России, так и в Таможенном союзе.

Поэтому еще до ввоза товаров в Россию и подачи декларации на товары необходимо заранее получить специальные документы на ввозимые товары. Обычно это делает либо изготовитель (продавец) через своих представителей на территории России, либо покупатель (но имеющий соответствующий документы от изготовителя (продавца) и полномочия от них).

Защита прав на объекты интеллектуальной собственности

Таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают контроль за товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности

Любая организация, владеющая правами на товарный знак, знак обслуживания, объект авторского или смежного права, охраняемого на территории Российской Федерации, вправе подать заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр с целью его защиты таможенными органами Российской Федерации.

Если товарный знак включен в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (информация размещена на сайте ФТС России www.customs.ru) и товар с указанным товарным знаком ввозится на территорию Российской Федерации не правообладателем или не его уполномоченными импортерами, для исключения возможности приостановления выпуска товаров на 10 рабочих дней при таможенном оформлении требуется представление в таможенный орган в письменном или электронном виде документа, подтверждающего согласие правообладателя на введение товаров в оборот на территории Российской Федерации (договор, дистрибьюторское соглашение, письмо правообладателя и т.п.).

Ввоз на территорию РФ товаров, маркированных товарным знаком без разрешения его правообладателя (нарушение права имеет место быть даже, если лицо само не наносило знак на продукцию и не является изготовителем данного товара) запрещен.

Незаконным признается использование товарного знака без согласия правообладателя следующими способами:

Размещение на производимых (ввозимых) товарах (упаковках, этикетках т.д.);

Демонстрация в публичном месте (на оборудовании, ином предмете);

Выполнение работ/оказание услуг под товарным знаком.

Все права на использование товарных знаков принадлежат их правообладателю. Использование товарных знаков в своих целях другими лицами при отсутствии согласия правообладателя преследуется законом и влечет за собой, в зависимости от способа и объема нарушенных прав, установленную российским законодательством ответственность.

Действующим законодательством РФ установлены следующие виды ответственности за незаконное использование товарных знаков:

Гражданско-правовая ответственность.

Административная ответственность.

Уголовная ответственность.